|
| постоянный участник
|
Сообщение: 10
Настроение: замечательное
Зарегистрирован: 22.11.07
Откуда: Россия
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 23.11.07 17:20. Заголовок: Детство в раю. Сол..
Детство в раю. Солнечный и ясный фон всех воспоминаний - связывает нас всех, выходцев из Таджикистана. И невозможно хотя бы на мгновение представить любую картину из детства без нашего солнца. Запах цветов, утопающие в зелени огородов наши дворы, дворы нашего детства – кто из нас не чувствовал и не видел подобного?... Кроны деревьев, связавшись плотным ярко зелёным рисунком с самого первого подъезда, заканчивались таким же орнаментом где-то в конце двора. Тяжелые ветки наших деревьев, гнущиеся под тяжестью листвы, создавали в палящий летний и знойный день естественный оазис прохлады. Высокие виноградники в огородах, как лианы в джунглях переплетали этот рисунок, добавляя в него свой непревзойдённый и благоухающий аромат. А мы, весёлая и бесшабашная детвора, как любимые чада этой природы, радовались каждому дню, каждому мгновению, зная, что наш «ЭДЭМ» не закончится никогда. А что мы могли тогда знать – дети райской республики? Какой «сигнал» извне мог стать поводом для сомнения?... Наши школьные годы. Период самого настоящего и поистине счастливого детства. Наши школы были для нас вторым домом. Тем местом, где все мы чувствовали себя комфортно и свободно. Даже систематические занятия и уроки, надоедливые и подчас незаслуженные упрёки со стороны учителей, не смогли в нас изменить своё отношение к школе. Всё это с лихвой компенсировалось нашими взаимоотношениями, нашими друзьями и увлечениями. Тёплыми вечерами, после знойного дня, мы собирались во дворе шумными компаниями и обязательно чего-нибудь придумывали. Это был и своеобразный конкурс-состязание по «Лянге» или нестройный хор под гитару, а так же игра в бешеные прятки в огородах и палисадниках. А соревнования на «великах»- это же настоящие гонки с преследованиями вокруг дома или вокруг массива. Ушибы и царапины, возникшие в результате бесчисленных падений в арыки и в колючую ежевику – последствия этих состязаний. Каждый велосипед украшался какими-то приспособлениями, блестяшками и зеркалами. Наличие у каждого велосипеда большого искривлённого руля, как у мотоцикла, было для каждого из нас своеобразной «фишкой». Чудные и запоминающиеся уроки рисования в начальных классах. Всем примерным ученикам предлагалось нарисовать что-то издали напоминающее человеческое туловище в каске и с автоматом. Вверху рисовалось солнце с кривыми и длинными лучами, голуби и какие-то танки с красными звёздами, стреляющие чёрным дымом. А внизу учитель ровным почерком писала ваши инициалы и название самого рисунка: «Миру-мир!». Эта экспозиция вывешивалась в школьном коридоре, перед классом, и вы, проходя мимо неё, с гордостью читали свою фамилию под вашим рисунком. А как мы одевались. Согласно общепринятой школьной форме - это были сероватые и угловатые костюмы у нас и такие же платья у девчонок. Мы «сливались» в общей массе своих сверстников и этим были довольны и счастливы. Наша легкая промышленность не баловала нас никакими модными изысками, а нам до этого, по большому счёту, не было никакого дела. Конечно же, мы пытались хоть как-то выделится из массы, но эти попытки не были напоказ. Длинные волосы - отдельная тема взаимоотношений учителей и школьников-мальчишек. Каждый из нас предпочитал коротким чубчикам длинные и вьющиеся волосы, как у «URIAN HEEP». Брюки «клёш», приталенные узкие рубашки с отлогими и большими воротниками. И это вопреки укорам и назиданий классных руководителей, завучей и даже директоров школ. «…А вот у нас есть такие, которые позорят наш класс…» - любила говаривать моя классная руководительница, сидя со своего стола, рассматривая учеников. В списке «позорящих» наш класс первой называлась моя фамилия. И я, скрипя зубами, привставал со своего места и демонстративно смотрел в окно. Вызванные в школу за этот аморальный поступок мои родители, - закономерный финал этих нравоучений. Для сравнения наша классная приводила в пример одного серенького «отличника-патриота», который был как всегда «оболванен под горшок». Мы с презрением смотрели на этого мальчугана, который был настолько незаметным и тихим, что оставался всегда «в тени». Он с усердием посещал все уроки и никогда не пропускал ни одного без уважительной причины, как назло. И все субботники и сборы металлолома с макулатурой были для него обязательным и беспрекословным явлением. Даже девчонки, порой жалея его, просили нас не «давить на него». А он с кротостью и обязательным высоким чувством долга, всегда был на месте - на всех этих школьных мероприятиях. Это очень нас бесило! Мы влюблялись и ходили гурьбой на танцы и дискотеки, а он в это время учил биологию с физикой, мы загорали на Варзобском озере - а он собирал макулатуру. Всё не так как у нас. И всё-таки мы его однажды во время уроков потащили с собой на просмотр «Пиратов двадцатого века» в кинотеатр. «Хорош тебе учится, корефан, давай с нами!» - хором сказали мы, и, взяв его под локотки, повели в кино. А после просмотра все дружно засели в летнем павильоне отпраздновать это событие. Обратно, опять под локотки, мы вели этого паренька на речку освежиться от выпитого сухого вина с пивом…И закурив сигарету «ЛАЛ», паренёк окончательно «сварился». И что самое поразительное - тогда ему это очень и очень понравилось. Во как. А наши школьные и беззаботные дни продолжали нам преподносить очередные приятности и сюрпризы. Всё нас устраивало. По утрам, как всегда опаздывая в школу на первый урок, мы собирались перед школьными воротами по одной своеобразной причине. Дело в том, что дежурившие тогда пионеры, стояли по ту сторону закрытых школьных ворот и испуганными и потухшими голосами требовали от нас дневники, как с опоздавших. Эту штуку выдумала завуч, и все дежурившие должны были принять это к исполнению. Мы свирепо сплёвывали, делали устрашающие лица и иронично переспрашивали напуганных пионеров о цели нашей задержки. Несчастным пионерам приходилось убегать далеко от ворот, прятаться за деревьями школьного сада, лишь бы подальше от наших взглядов. И в результате ключ от ворот обязательно был найден. Дав пару щелбанов, типа «макарон», по лбам особо дерзких пионеров, мы с достоинством заходили на территорию нашей школы. А всё утопающее в зелени благоухание располагало нас на соответствующий и даже поэтический лад. И никакие педсоветы, никакие родительские собрания не могли испортить нам настроение… Еще помню был у нас такой «прикол». На большой перемене мы ловили во дворе школы пионеров и срывали у них галстуки. Потом к одной стороне галстука мы привязывали какой-нибудь камень или палку и, размахивая этой «пращой», забрасывали галстуки высоко на деревья. Потом заплаканные пионеры со строгой завучем школы ходили по классам и выявляли обидчиков. Обидчикам предлагалось немедленно достать эти красные флажки с деревьев. И под улюлюканье и пронзительный свист со всех сторон, галстуки возвращались своим хозяевам. А у кого из вас не было в учебниках разрисованных вами исторических или литературных персонажей? Подрисованные очки, усы и бороды приводили вас в восторг, даже если это были изначально женские лица. «…- Белеет парус одинокий...» - это монотонное чтения наизусть возле доски стихов вашими одноклассниками вызывало у вас полнейшее равнодушие, или, по крайней мере сочувствие. Вы этот момент безучастно разглядывали потолок, окна или расчерчивали листок для морского боя. Сидящие спереди отличники скучали и о чём-то шушукались. Их головы наклонялись боком друг к другу, а вскоре их плечи начинали подёргиваться от внезапного и тихого смеха. А на задних партах шла своя внеурочная жизнь - намечался дальнейший план действий, слышались цоканье, зевание и ёрзание. Кто-то специально протяжно и громко вздыхал, вызывая заслуженное замечание со стороны учителя. -«А кто следующий хочет прочитать стихи?» - внезапный вопрос учителя заставлял вас опускать голову и рассматривать пол. Вот здесь сразу возникала звенящая тишина. Желающих прочесть стихи как всегда не оказалось, и только спасительный звонок смог произвести на вас радостный прилив сил. Вы с силой потянули в разные стороны руки, разминая затёкшие плечи и суставы, и с шумом начинали запихивать книги и тетрадки в портфель. Перемена, ура! А следующим уроком была контрольная по алгебре. Заранее зная свою полную непричастность к всевозможным формулам и теоремам, вы уже решали какой вариант задания для себя выбрать. Всё зависит от того какую часть учебного стола вы займёте на уроке. Предварительно договорившись с отличницей, путём многозначительного подмигивания на перемене, вы с неохотой шли на эту алгебраическую экзекуцию, выверяющую ваши необыкновенные способности. На самом уроке вы заранее знали все ваши действия - от выдёргивания из тетрадки двойного листка и до самого процесса копирования контрольной. А с какой осторожностью вы списывали… Это же целая система предосторожностей и тайных знаков. Вам бы в разведку в тыл противника с вашими навыками бесшумного копирования. А ваш орлиный и напряжённый взор на страницу отличницы, заранее исписанную какими-то правильными алгебраическими каракулями - это же сложнейший оптический прибор. И что самое удивительное, при проверке вашего титанического труда, преподаватель выставлял вам незаслуженный «трояк». Ваша копия оценивалась именно этой отметкой. Уроки труда!... Ребята! А скажите мне, у кого из вас был нормальный учитель труда, а не «инопланетянин»? Чудные уроки, - ознакомление с деревообрабатывающими станками, гаечными ключами, отвёртками и гвоздями разных размеров. А потом? А потом выжигание на фанерке каких-то гербов и флагов, цветов и богатырей. А ваше поздравление маме на той же фанерке: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Желаю тебе здоровья и счастья, а твоему сыну велосипед!» Я, кстати, никогда не имел и малейшего представления о том, чем на уроках домоводства занимались наши девчонки. А во время уроков физкультуры всем ребятишкам предлагалось два варианта изнеможения: 1) кросс вокруг Душанбе; 2) метание ядра вместе с рукой. Но я, парень физически закалённый и смелый, всегда бежал впереди всех, теряя на ходу вес и майку. А боли в боку на финише (ну вы поняли, о чём я)- удаление аппендикса без наркоза не идёт даже в сравнение. Эти бледнейшие лица одноклассников, корчившихся от боли - полный набор персонажей для фильмов ужаса. А ещё помню наше времяпровождение под названием «Классный час». Самое обидное, что это мероприятие всегда проходило после уроков. И это в тот момент, когда надо бы побыстрее смотаться домой, закинуть в угол портфель, перекусить и непременно выскочить во двор. Так нет же, надо идти на этот классный час. Заранее, с полнейшей неохотой мы брели на это мероприятие, чтобы в тысячный раз выслушать про наши успехи, выявить нерадивых и похвалить примерных. Однажды к нам, ученикам выпускного класса, пришли на классный час отличники из шестых и седьмых классов. Эдакий обмен опытом. Мы напыщенными аплодисментами встретили покрасневших и стесняющихся отличников, которые на протяжении этого показа стояли у доски с опущенными головами. А когда один из отличников произнёс путанную и несвязанную речь про свои успехи, то мы хором прогудели: «Ай, МАЛАДЕС!» (молодец). Он окончательно покраснел и замолчал… Уроки, уроки…Бесконечная череда занятий, смена преподавателей и классов. Взросление прямо «на глазах» друг у друга.
|