On-line: гостей 0. Всего: 0 [замочная скважина..]
АвторСообщение
moderator


Сообщение: 99
Зарегистрирован: 24.02.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.08 14:26. Заголовок: Мой Город


Для начала хочу немного написать о том районе, где прошла моя молодость и где живу до сих пор. Этот район Москвы называется МАРЬИНОЙ РОЩЕЙ...


Церковь в честь иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" была построена в 1899-1904 гг. на средства жителей Марьиной рощи

Район Марьина роща не может похвастаться обилием памятников архитектуры или природными красотами. Его своеобразие в другом: уникальной истории и той необычной репутации, которая сопровождала эти места на протяжении большей части ХХ века.

До второй половины XIX века это действительно была роща, точнее - лесной массив, занимавший обширное пространство между Камер-Коллежским валом и деревней Останкино. В те она считалась традиционным местом народных гуляний.

Такой обычай родился благодаря расположенному здесь Лазаревскому кладбищу. На его территории с незапамятных времен существовал «убогий дом», а точнее – морг для неопознанных трупов. В течение года сюда со всей Москвы свозились неопознанные тела умерших. Всю зиму они лежали в специальных подвалах, на льду. Хоронили их летом, на седьмую неделю после Пасхи, в праздник, называвшийся Семик.

Постепенно возникла традиция: представители низших сословий приходили в этот день на Лазаревское кладбище, чтобы помянуть своих без вести пропавших родственников и знакомых, справедливо полагая, что они могут покоиться именно здесь. С годами скорбный характер этого события забылся, и оно превратилось в шумное гулянье, переместившееся в соседнюю Марьину рощу.

Русский писатель XIX века М. Н. Загоскин в своих очерках, посвященных московской жизни, писал об этом: «Что за удивительная страсть у нашего народа веселиться на кладбищах? Уж не остаток ли это языческих обычаев? Быть может, в старину русский народ любил так же, как и теперь, собираться в известные дни пировать на гробах своих предков и передал этот обычай своим потомкам…»

С годами такие гулянья стали происходить не только в Семик, но и в остальные выходные и праздничные дни. Это было бурное веселье с песнями, хороводами и цыганами. Атмосферу лихого разгула в немалой степени подогревали многочисленные трактиры, расположенные вблизи Камер-Коллежского вала и Бутырской заставы. Помимо низших сословий, сюда в поисках острых ощущений нередко приезжали представители светского общества. Так, история сохранила дату – 19 мая 1828 года. В этот день в Марьиной роще побывал А. С. Пушкин.

В 1851 году через Марьину рощу были проложены пути Николаевской железной дороги. А некоторое время спустя - Виндавской (ныне - Рижской). Красоты здешних мест заметно потускнели. В 1880-х годах остатки Марьиной рощи разбили на участки и продали под застройку.

Район не считался особо престижным. Земля стоила здесь дешево. Поэтому первыми жителями Марьиной рощи стали мелкие торговцы, рабочие окрестных заводов и многочисленные ремесленники - портные, сапожники, граверы, литейщики. Облик Марьиной рощи стремительно менялся. На месте лесных просторов возникали деревянные одноэтажные дома, заборы, палисадники, которые чередовались с кустарными мастерскими и небольшими заводиками.

Далеко не все местные умельцы предпочитали легальные виды бизнеса. Уже в начале ХХ столетия Марьина роща приобрела славу места, где можно легко приобрести поддельные документы или фальшивые ассигнации, сбыть краденое. В лабиринтах узких улочек рядом с домами добропорядочных граждан возникли настоящие воровские притоны.

Именно этот облик Марьиной рощи увековечили в своем романе «Эра милосердия» братья Вайнеры. Еще больше, чем роман, известна его телевизионная версия - «Место встречи изменить нельзя». Большинство ключевых событий этого произведения происходит в Марьиной роще и ее ближайших окрестностях. Свою неудачную засаду соратники Глеба Жеглова устраивают у Верки-модистки, живущей в 7-м проезде Марьиной рощи. Награбленное добро бандиты из «Черной кошки» прячут на задворках товарного двора Рижского вокзала. И, наконец, саму банду арестовывают в подвале продовольственного магазина на Трифоновской улице.

Впрочем, реальная жизнь Марьиной рощи была не столь драматична. Особого разгула преступности здесь не наблюдалось. Местные бандиты предпочитали отправляться на промысел в другие районы Москвы, а заезжие «гастролеры» по понятным причинам обходили эти места стороной. В Марьиной роще 1930 - 1950-х годов текла жизнь обычной московской окраины. Пионеры и пенсионеры гуляли в Детском парке, устроенном в 1934 году на месте того самого Лазаревского кладбища. Здесь же по вечерам собиралась местная молодежь. На танцплощадке, получившей в народе несколько циничное название «на косточках», звучали модные танго и фокстроты.

На обсаженной липами Шереметьевской улице с незапамятных времен находился кинотеатр «Октябрь». Позже, в начале 60-х годов, он «подарил» свое название знаменитому киноконцертному комплексу на Новом Арбате, а сам был переименован в «Горн». Правда, под «пионерским» названием просуществовал недолго. В связи с аварийным состоянием конструкций его закрыли. Но буфет, переоборудованный в пивной бар, продолжал работать. Лишь в конце 60-х годов это любимое многими сооружение развалилось окончательно. Ныне единственное напоминание о нем – заросший деревьями небольшой «пятачок» на углу Шереметьевской улицы и 3-го проезда Марьиной рощи.

Рядом с кинотеатром находилось не менее популярное когда-то учреждение - дровяной склад. Даже в послевоенные годы дома в Марьиной роще отапливались в основном печками, а дровяные сараи были неотъемлемой частью каждого двора. Впрочем, эти сараи использовали не только по прямому назначению. С наступлением весны многие «рощинцы» предпочитали ночевать именно там. Для многих это была единственная возможность отдохнуть от ужасов коммунального быта. Ведь в те годы в одной комнате нередко могли жить по 5-7 человек, представляющих разные поколения одной семьи.

Весна в Марьиной роще была фантастическим временем. Во дворах расцветали яблони, вишни, груши. Столичная окраина мгновенно превращалась в благоухающий бело-розовый сад. Остатки этих фруктовых деревьев можно было обнаружить на пустырях вдоль Шереметьевской улицы вплоть до конца 90-х годов. Пока их окончательно не уничтожили, ради каких-то гигантских, но так и не осуществленных строительных проектов.

В конце 50-х - начале 60-х годов одноэтажные дома начали потихоньку сносить. На их месте появились сначала пятиэтажки, а затем - более современные дома. Тем не менее отдельные островки одноэтажной застройки просуществовали вплоть до Олимпиады 1980 года, когда району окончательно решили придать цивилизованный вид. Примерно в это же время снесли Марьинские бани, известные тем, что воду для них брали не из московского водопровода, а из собственной артезианской скважины. Здешняя вода славилась своей мягкостью, благодаря чему волосы местных красавиц всегда отличались необычайной пышностью.

Памятников прошедшей эпохи в Марьиной роще осталось немного. С некоторыми оговорками к ним можно отнести здание Марьинского универмага - типичный образец советской архитектуры 30-х годов. И, конечно, небольшую церковь в самом конце Шереметьевской улицы. Храм с трогательным названием «Нечаянная радость» был построен на средства местных жителей еще в 1904 году. Он благополучно пережил все потрясения, войны и революции и остался сегодня практически единственным напоминанием о прежней Марьиной роще - легендарном районе, бесследно растворившемся в стремительной потоке времени.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 34 , стр: 1 2 All [только новые]


moderator


Сообщение: 198
Зарегистрирован: 24.02.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.08 21:48. Заголовок: Feuma пишет: Какая ..


Feuma пишет:

 цитата:
Какая большая язычники там будут бить в бубны или молодежь пролетариата будет танцевать фокстрот.


Извини, не понял смысла этой фразы! Это во-первых!
Во-вторых: откуда у тебя информация, что там раньше было языческое капище

 цитата:
там язычники устроили свое Капице.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 21
Настроение: Любовь!!!
Зарегистрирован: 17.03.08
Откуда: Россия, Земля Питера
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.08 10:10. Заголовок: Ой, извиняюсь, тороп..


Ой, извиняюсь, торопилась, написала несуразицу....))))))))))))) РАЗНИЦА Большая, в то Время....язычники там будут проводить свои ритуалы(еретики) или советская молодежь будет отплясывать и проводить свой досуг.... Ведь в то время мы жили в отрицании Бога, Диавола т.п. религиозным направлениям. А туту ещё и язычники. Мало л народ начнет вопросы задавать и призадумываться.... Не дело это...в то -то... время...

 цитата:
что там раньше было


Городские легенды из архива, подпольных статистов, пока мы жили в коммунизме, как бабочки, в незнании, другие отделы шерстили все направления. Никола Тесла, какие научные открытия демонстрировал. А ведь это было еще до В.О. войны. На такие вещи глаза не закроешь. Политика внешняя = внутренняя. Меня интересует то, что лежит на поверхности, но и закулисная тоже.... иначе это крен....и сокрытие Сути вещей....


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Йо-жыг


Сообщение: 1204
Зарегистрирован: 22.11.07
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.08 12:08. Заголовок: Feuma, вот Медвед пр..


Feuma, вот Медвед про свой город рассказывает, очень интересно, многое знает он.. Может, и ты расскажешь про свой город? Наверняка, Питер полон тайн и загадок, а ты я так понимаю, хорошо его знаешь... Или расскажешь про свой Родной город... м?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 200
Зарегистрирован: 24.02.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.08 19:01. Заголовок: Курьезные названия м..


Курьезные названия московских улиц

Напольный проезд. Мне всегда казалось, что термин «напольная» относится к вазе, керамической плитке, ну что-нибудь из мебели, но только не к улице. Ан нет! В 1972 году в Москве вновь образованный проезд в жилом массиве Ивановское получил такое название в наследство от Напольной улицы, существовавшей в поселке Ивановское. Улицу застроили новыми домами (она фактически исчезла). Но по мнению тех, кто выдавал названия, имя этой улицы представляло большую топонимическую ценность, и для сохранности его присвоили проезду. А улица так называлась потому, что возникла на окраине поселка, т. е. «на полях». Не по-русски звучит? Но об этом не думали ни до, ни после. А энтузиасты могут поискать пол, на котором стоит этот проезд.

Средний Международный переулок. До 1922 года переулок назывался Малым Владимирским, так как рядом проходило Владимирское шоссе (ныне шоссе Энтузиастов). Но тремя годами ранее соседняя улица Носовиха поменяла свое беспартийное название на гордое имя Международная (в честь международной солидарности трудящихся); и вот исключительно из соображений этой солидарности переулок тоже стал Международным, но почему-то из Малого превратился в Средний. И получилось новое слово в дипломатии - «средние международные отношения». Это, наверное, когда одна страна со средним уровнем жизни с другой такой же затевает что-то средненькое.

Научный проезд. В ряду таких понятий, как «научный подход», «научный доклад», «научный совет» гордо стоит название московского переулка. Назвали же его так в 1972 году, чтобы «отразить развитие науки в нашей стране». Предлагаю версию: «научный проезд» - это когда вы стоите на тротуаре, а мимо вас едут машины с научными работниками. У вас другая версия? Напишите.

Пневая улица. Не путайте, пожалуйста, не «Плевая», а Пневая. В 1922 году, когда переименовывали бывшую Толстовскую улицу, в этой месте, судя по всему, активно пилили деревья. Пришла сюда комиссия по переименованию, а кругом одни пни. Ну и назвали. Чем им Толстовская не понравилась? Кстати, на севере Москвы есть улица Дубки, а эту можно было назвать Пеньки. Все-таки это как-то больше по-русски.

Палочный переулок. Название дали в 1992 году, в память о размещении в этой местности Семеновского полка (XVII-XVIII в.в.), солдаты которого обучались ружейным приемам на палках. Как вы понимаете, к «палочной дисциплине» отношения не имеет. Название вообще-то военно-историческое, но все равно смешное.

Игральная улица. Обилия казино на этой улице не наблюдается даже сейчас. А уж в 1922 году, когда само слово это было насквозь буржуазным, такое и в голову придти не могло. Все гораздо проще. Назвали (точнее, переименовали бывшую Никольскую улицу), взяв за основу очень важный объект - детскую игровую площадку, организованную в первые годы Советской власти. Наверное, в годы борьбы за диктатуру пролетариата это было такой редкостью, что у комиссии «разыгралась» фантазия.

Колбасный переулок. Такое вкусное и ласкающее слух название переулок получил совсем не в честь любимого нашего продукта, а в ознаменование того, что в 20-е годы здесь жили работники колбасной фабрики. То есть не в честь колбасы, а в честь рабочего класса, разумеется, передового, который готов даже от колбасы отказаться во имя мировой революции.

Порядковый переулок. Название его не означает, что именно в этом переулке много порядка (да и переулок-то очень маленький). И к слову «порядочность» отношения не имеет. Люди, которые назвали его так в 1920-е годы, хотели подчеркнуть свое стремление к упорядоченности и то, что все улицы и переулки в этом районе выстроятся по порядку. Но забыли, что рядом находится Угловой переулок, один из самых искривленных в Москве. А какие были планы...

Прокатная улица. Никто эту улицу на прокат не выдавал. Никакой аренды и приватизации. Просто соседняя улица называется улица Сталеваров. За компанию эту улицу назвали в честь прокатного стана. (А можно было бы и Листопрокатной, как оркестр в к/ф «Веселые ребята»).

Малая Московская улица, Московский проспект, Московская аллея. Сам факт наличия в Москве улиц с названием «Московская» - нонсенс (остальные что, не московские?). Очевидно, что при включении в черту города новых поселков, где были улицы с такими названиями (а вот это как раз нормально), никто не позаботился об их переименовании. В тех прежних поселках это были нормальные названия - улица в сторону Москвы, конечно, называется Московской. А теперь, шагая по Московскому проспекту, любой москвич может пофантазировать, что находится он... в Петербурге.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1867
Зарегистрирован: 22.11.07
Откуда: Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.08 19:32. Заголовок: Пневая улица - это ж..


Пневая улица - это жесть. Всё остальное ещё хоть как-то звучит. Видно ОНИ в честь себя придумывали название.

Всё к лучшему! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 205
Зарегистрирован: 24.02.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.08 20:24. Заголовок: Московский Ботаничес..


Московский Ботанический Сад



Апрель 45-го. И горечь, и усталость, и предощущение радости витают в волнующем воздухе ранней весны. Еще немного, и вся страна вздохнет, поднимется и заживет по-новому. Москвичи смоют с оконных стекол следы от бумажных крестов, и будет много света, и будет много цветов. На окраине города, в Останкинском лесопарке, просыпается вековая дубрава. Пушистые «барашки» облепили упругие ветви старых ив. На широкие поляны горсточками высыпались лазоревые пролески. Теперь — думать о будущем. В мирной жизни здесь будет сад, какого еще не было ни в столице, ни во всей советской стране.

Важная стройка



Программа создания в Москве Ботанического сада существовала еще в довоенные времена, в рамках общего Градостроительного плана развития города. Правительство вернулось к этому вопросу в самом начале 45-го — закладка Сада в столице в преддверии окончания войны приобретала еще и идеологическую значимость. Постановление о создании Главного ботанического сада Совнарком утвердил 21 января 1945 года, а 27 марта вынес еще одно постановление, в котором говорилось о необходимости возобновления научных учреждений, разрушенных немецкими оккупантами, и о строительстве в ближайшие два-три года новых сооружений Академии наук СССР. Среди особо важных строек — Пулковская обсерватория в Ленинграде и Ботанический сад в Москве. В тот год отмечалось 220-летие Академии наук, и основание Сада приурочили к этой дате. Директором назначили академика Николая Васильевича Цицина, крупного ученого-ботаника, генетика, селекционера, который останется на этой должности следующие 35 лет. Четырнадцать лет шла работа по обустройству территории, созданию экспозиций и коллекций, и в 1959 году Сад принял первых посетителей. С тех пор нет такого сезона, когда бы его ворота были закрыты. И каждый год в начале апреля под колоннами лабораторного корпуса из пропитанной талыми водами черной земли проклевываются яркие крепышикрокусы — белые, желтые, фиолетовые…

Но меняются люди, город стал другим, и Сад осовременивается малопомалу. Продвигается строительство нового оранжерейного комплекса. Максимальная высота сооружения составит 34 метра — здесь поселятся растения-крупномеры. Сегодня открывается первый блок с бассейном для водных и прибрежных растений. В 2007 году обещают завершить строительство тропического отделения, а вслед за тем — субтропического. Так что в ближайшем будущем в столице появится своеобразный ботанический музей, какого в Москве до сих пор не было.

Взять у природы, отдать природе



«Сюда надо приходить раз в десять дней. И каждый раз Сад будет новым — все время что-то меняется в цветении, в окраске листвы, в настроении», — убеждает нынешний директор Главного ботанического сада доктор биологических наук Александр Сергеевич Демидов.

Зеленый массив, соседствующий с музеем-усадьбой «Останкино» и подпираемый с востока надежным плечом ВВЦ, на первый взгляд, если смотреть из-за ограды, не отличишь от большого лесопарка. Но стоит углубиться в эти культурные дебри, как со всех сторон обступают тебя травянистые и ветвистые представители флоры всех районов Северного полушария. Плотной живой стеной возвышается над газонами и цветниками дендрарий — самая большая экспозиция Сада и один из крупнейших в мире дендрариев, хранящий в своих пределах редкие, исчезающие в природе растения. Уроженцы тропиков и субтропиков прячутся от холодов под крышей старой Фондовой оранжереи. Не в этом ли благоухающем царстве найдешь лекарство от непрошеной хандры в серое московское межсезонье?

Многое из того, что видим мы в экспозициях и коллекциях, сотрудники Сада взяли когда-то из дикой природы и высадили на эту почву, осуществляя одну из главнейших идей любого ботанического сада — интродукцию растений, то есть введение их в культуру. В былые времена на службе у сотрудников Сада (а штат их тогда по численности вдвое превышал нынешний) состояли две экспедиционные машины, и отряды охотников за растениями, сменяя друг друга, с апреля по октябрь колесили по просторам страны. Бывало, отправлялись на поиски растений и далеко за ее пределы. В Москве экзотические трофеи жили в карантине и лишь спустя два года становились полноправными обитателями оранжереи. На все это тогда хватало средств. Нынче не до экспедиций, и фонды теперь пополняют, закупая посадочный материал и обмениваясь семенами через дилектус (список семян, издаваемый ботаническими садами). Но ведь на то они и ботаники, чтобы, несмотря на превратности судьбы, заниматься своим основным делом — заботой о богатейших коллекциях, сохранением генофонда флоры. Территория их научного интереса не ограничивается чугунной оградой Сада: выращенные на окультуренных участках редкие и исчезающие растения удается иногда возвращать в природу. Причем именно в те места, где они когда-то чувствовали себя отлично, а теперь исчезают — то ли из-за неумеренного сбора, то ли из-за изменения почвенных условий. Такие эксперименты проводятся в подмосковном природно-историческом заповеднике «Горки Ленинские», где воссоздан небольшой островок земли — в том виде, каким он был сотню лет назад. Здесь снова растут орхидные, а это сейчас для нашей Средней полосы большая редкость.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Йо-жыг


Сообщение: 1211
Зарегистрирован: 22.11.07
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.08 22:40. Заголовок: Спасибо, Медвед! Чит..


Спасибо, Медвед! Читаю и как-то даже душой отыхаю, так живописно и легко у тебя получается рассказывать об истории города, и чувствуется, что очень любишь ты Москву...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 208
Зарегистрирован: 24.02.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.08 19:49. Заголовок: Московские недра: пу..


Московские недра: пути и перекрестки
(Московское Метро)



В Московском метрополитене, как в машине времени, можно отследить вековую российскую историю и пронестись по дням такой далекой давности, когда в конце XIX века «конкурентоспособные» трамваи и конки буквально задвинули идею столичного метростроя. От создания проекта «дороги внеуличного типа» до его последующего воплощения прошло более тридцати лет. Пуск первой очереди метро «Сокольники — Парк культуры» состоялся 15 мая 1935 года. Именно эта линия протяженностью 11,2 километра положила начало современным подземным коммуникациям, по которым сегодня осуществляется более половины столичных перевозок.

Дороги большой скорости

Извозчики оставались безраздельными хозяевами московских улиц почти три столетия. Лишь в сороковых годах XIX века в Москве появились «линейки» — экипажи для перевозки нескольких седоков по постоянному маршруту — «линии». В 1872 году запустили конно-железные дороги — «конки», в 1899 году — трамваи. Но это не решало транспортных проблем Москвы, в которой к началу XX века население перевалило за миллион жителей.

А тем временем во многих европейских городах проблемы с транспортом были уже решены: в Будапеште, Глазго, Бостоне, Париже пустили поезда по подземным дорогам. Не говоря уже о Лондоне, в котором метрополитен успешно работал с 1863 года. Идея подобного транспорта стала очевидной и для России, но ее воплощение растянулось на долгие годы, отмеченные рядом драматических событий.

Ко Всемирной промышленной выставке 1900 года в Париже открыли метрополитен. Идея проникла в Россию, и уже в следующем году появились первые проекты «электрической железной дороги большой скорости внеуличного типа» для Санкт-Петербурга и Москвы. Большой тогда считали скорость 10— 20 км/ч — скорость движения трамвая. Смелые идеи инженеров поначалу поддержали некоторые предприниматели и чиновники, но денег на их реализацию в казне не оказалось.

Первые проектировщики делали метро по преимуществу открытым. Тоннели составляли меньшую его часть, большинство же линий планировали пустить по эстакадам, неглубоким траншеям или насыпям. Тому есть ряд причин, но главное — к настоящей подземке люди были не готовы, сама идея — путешествовать под землей — казалась кощунственной. Кроме того, в стране отсутствовала техника для проходки тоннелей, да и цели создания метрополитена представлялись несколько иными, нежели сейчас. Его планировали грузовым. Центр города служил большим складом, откуда товары развозили в разные стороны. Чтобы разгрузить большой город, и годилось метро.

Население Москвы приближалось к 2 млн. В 1912 году московские власти вспомнили о метрополитене и сами организовали разработку проекта. Выпущенный специалистами городской управы документ «Основные положения проекта» учитывал радиально-кольцевую планировку Москвы, предусматривал создание трех первоочередных диаметров и линии по Садовому кольцу в отдаленной перспективе. Намерения властей на этот раз оказались самыми серьезными, но началась Первая мировая война, затем — революция, сразу перешедшая в Гражданскую войну.
Реанимация проекта

После Гражданской войны новая власть вернулась к градостроительным планам Москвы, которая в 1918 году стала столицей государства. Теперь ей предстояла генеральная реконструкция, и среди приоритетов — строительство метро. Реанимацию проекта метрополитена поручили Управлению московских городских железных дорог (МГЖД), в частности инженерам С. Розанову и К. Мышенкову. Семен Розанов был единственным в России специалистом, имевшим опыт метростроения: он несколько лет работал в Париже. С 1925 по 1930 год в МГЖД разработали эскиз, по существу повторивший проект 1912 года. Но в отличие от него новый вариант прятал метро под землю, чтобы не мешать уличному движению.

Проект МГЖД предусматривал четыре диаметральные линии через центр и одну по Садовому кольцу общей протяженностью 50 км. Во время этой работы Мышенкова и Розанова арестовали как врагов народа.

После десятилетий голода и разрухи население в Москве опять стало расти и к началу 30-х годов достигло 4 млн. человек. О значении транспортной проблемы столицы говорит тот факт, что ее обсуждали руководители страны на пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года. Наряду со строительством канала Москва—Волга постановили, что «повседневная работа по улучшению городского транспорта не разрешает в целом общей проблемы транспорта в столице… поэтому необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок». Сказано — сделано.

Куратором стройки назначили Лазаря Кагановича. Это был человек без всякого образования, но незаурядного ума, деловой хватки и абсолютной беспощадности. Он входил в президиум ЦК партии, что позволяло ему в кратчайшие сроки по своему усмотрению решать задачи больших масштабов и сложности. О власти Кагановича ходили легенды. Чего только стоит история о том, как по его приказу павильон Арбатской станции (мелкого заложения) перенесли с внутренней стороны Бульварного кольца на внешнюю за одну ночь.

Метрострой, или Управление государственного строительства по проектированию и сооружению Московского метрополитена, учредили 23 сентября 1931 года. Его возглавил Павел Ротерт, опытнейший гидростроитель, руководивший созданием Днепровской гидроэлектростанции.

Первые метрополитены мира


Первую подземку построили в Лондоне в 1863 году. Это была линия из семи станций между улицами Паддингтон и Фаррингтон длиной 3,6 км, где с промежутком в 15 минут курсировали паровозы. Первое метро, или tube — труба, как его прозвали англичане, проходило по неглубоким тоннелям и открытым траншеям. В 1890 году под землю спустили поезда на электрической тяге. С этого момента метро стало очень выгодным предприятием, и его начали строить в переполненных мегаполисах по всей планете: 1868 год — Нью-Йорк, 1896-й — Будапешт и Глазго, 1897-й — Бостон, 1900-й — Париж, 1902-й — Берлин, 1907-й — Филадельфия, 1912-й — Гамбург, 1913-й — Буэнос-Айрес, 1919-й — Мадрид, 1924-й — Барселона, 1925-й — Афины, 1926-й — Сидней, 1927-й — Токио, 1933-й — Осака. В 1935-м подземкой обзавелась Москва.

Вслед за щитом



В первую очередь инженеры решили прокладывать линию от Сокольников, через Каланчевскую площадь с ее тремя вокзалами до Крымской заставы. В ноябре 1931 года во дворе неприметного домика на Русаковском шоссе (ныне дом 13а по Русаковской улице) был заложен участок «для изучения особенностей сооружения тоннеля закрытым способом в натурных условиях».

Строительство подземки началось, но неясным оставался целый ряд важнейших вопросов, которые решали по ходу дела: глубина заложения некоторых станций и путевых тоннелей, способы проходки горных выработок и доставки пассажиров с поверхности на перроны станций. Сначала решили обойтись открытым способом прокладки тоннелей, который возможен при их неглубоком заложении — не более 12—15 метров от поверхности. При открытом способе роют траншею, обделывают тоннель и засыпают грунтом. Когда на опытном участке повредили трубы водопровода и канализации, поняли, что такой вариант подходит не везде и надо вести тоннели глубже, а значит, проходить их придется закрытым способом, как шахты.

Под землей метростроевцев поджидало немало сюрпризов: выпучивания и вывалы грунта; прорывы подземных вод и мокрого песка — плывуны; провалы в подземные полости — карстовые воронки. Грунтовые воды московского подземелья особо агрессивные, они способны разъедать железо и сталь, бетон и чугун.

Первые три года строительство мало продвигалось вперед, постоянно буксуя в чересполосице московских недр. К концу 1933 года сделали 6% намеченных работ. Лишь тогда поняли, что план срывается и надо форсировать события, а для этого коренным образом нужно менять технологии проходки тоннелей и механизацию работы. В 1933 году в Англии купили проходческий щит — машину, которая вгрызается в землю, оставляя за собой готовый тоннель. Когда 130-тонный агрегат собрали на площади около Большого театра, люди смотрели на него как на диво, мало кто верил, что такая махина заработает. Потом щит разобрали и спустили под землю на участок площадь Свердлова — площадь Дзержинского, который нельзя было пройти вручную. Машина успешно работала под управлением двух англичан.

В щит поверили, и по английским чертежам изготовили русский вариант. Стремясь запустить машину к 1 Мая, ее наскоро собрали и поставили в шахту под площадью Дзержинского. Какое-то время все шло нормально, но затем тоннель стало затапливать, насосы не справлялись и мокрые с утра до вечера люди бетонировали щели и трещины. Приближался плывун под рекой Неглинкой, который грозил большими авариями, в том числе разрушением ветхого коллектора реки, которая хлынула бы в тоннель, а расположенные наверху здания Малого театра и «Метрополя» рухнули бы вниз. Пришлось срочно переходить на кессонный способ строительства. В тоннель накачивали сжатый воздух, чтобы удержать мокрые пески и обрушения сводов. Люди проходили в забой и выходили через шлюзовые камеры. Медики настаивали на строгом соблюдении режима шлюзования и пребывания под высоким давлением, но разве комсомольцев удержишь, они рвались вперед, нарушая технику безопасности, и расплачивались за это кессонной болезнью.

Постепенно метод щитовой проходки освоили, и это вывело стройку на новый уровень.

Путь наверх



Для доставки пассажиров в метро и обратно сразу решили установить эскалаторы. Движущиеся лестницы лучше всего отвечают требованиям безопасности по перевозкам людей и способны принять большой поток пассажиров. Но в начале XX века в СССР таких машин не производили. Американская фирма «ОТИС» — главный поставщик эскалаторов того времени — просила за 15 машин 4 миллиона золотых рублей. Такая сумма Стране Советов была не по карману, дешевле было купить документацию и сконструировать по ней машины. Этим занялись московский завод «Подъемник» и ленинградский — «Красный металлист». Первая партия подвижных лестниц носила маркировку H-10 и H-30, что означает высоту подъема — 10 и 30 метров. Эскалаторы стояли на станциях «Охотный ряд», «Дзержинская», «Красные Ворота» и «Кировская», остальные обходились обычными лестницами. Те первые эскалаторы производили до 1956 года. Они исправно работали в подземке более полувека. В 1952 году стали выпускать новые лестницы типа «ЭМ» — эскалатор метрополитена, которые по сей день составляют значительную часть механического парка Московского метро.

Кто строил метро

Мы привыкли думать, что метро, как и все крупные объекты 30-х годов, строили комсомольцы-добровольцы. На самом деле первыми метростроевцами следует считать тысячи разоренных революцией крестьян, которые пришли в Москву на заработки, а оказались в нищете. Город не мог предложить им ни хорошей работы, ни жилья. Метро оказалось удачей, возможностью хоть как-то прокормиться. Бородатые мужики в лаптях терпели все: тяжелейшие условия работы и высокую аварийность, весь инструментарий первых строителей — кайло, лопата, тачка и носилки. Не было тогда ни техники, ни технологий. Систему питания и быта метростроевцев не наладили должным образом, оплату положили копеечную. Весной 1933 года на стройке началась забастовка. Подробности ее неизвестны, но власти урок усвоили. Они подняли зарплату, улучшили условия работы и организовали приток молодежи по комсомольским путевкам и рабочих с заводов. Сразу «резко поднялась та здоровая дисциплина на стройке, которая является результатом не понуждения, а сознания масс», — писал начальник Метростроя Ротерт.

Сознательный комсомол — это хорошо, но где взять опытных специалистов? В Москве их почти не было. Тогда по шахтам Урала и Донбасса поехали вербовщики, они убеждали, зазывали рабочих, которые умеют строить тоннели. Крепкие горняки держались вместе, новичков в свои компании не принимали, особенно недоверчиво относились к москвичам.

— Пришли, белоручки, горе с вами!
— Ведь вас надо пять годов раньше учить, а потом уж посылать на шахту, — ворчали старожилы подземелий.

Неопытные юнцы с большими амбициями: «Мы строим лучшее в мире метро!» — горевшие непонятным для старшего поколения энтузиазмом, вызывали раздражение. Да тут еще план надо выполнять — кровь из носа.

— Ну что эти комсомольцы?— говорил один инженер.— Разве они могут дать намеченную норму выемки грунта? Это немыслимая для них норма. Вот если бы мне дали татар или башкир, тогда, может быть, я выполнил бы установленный план.

Татар и башкир не давали, напротив, каждый участок строительства взяли под наблюдение партийные работники. Они контролировали отношения между людьми, создавали систему доносов, следили за соблюдением сроков. Немало людей пошли под суд за требования повысить зарплату, за прогулы, пьянство. Жаловаться и настаивать на правах стало опасно. Коммунисты сразу брали такого работника на заметку, выясняли происхождение, и если оказывалось, что он из бывших крестьян или зажиточной семьи, то тюрьмы ему было не миновать.

Не строили метро и заключенные. Возможно, их опасались допускать в самое сердце столицы, на стратегически важный объект. Это, пожалуй, одна из немногих больших строек, где не работали узники ГУЛАГа.

Кто действительно участвовал в строительстве, так это немецкие инженеры и рабочие — члены Коммунистической партии Германии, которые приехали в Россию в начале 30-х годов, спасаясь от безработицы. Немцы жили в бараках в Кунцево, получали 300 рублей в месяц и ругались с работниками и начальством, когда замечали ошибки, разгильдяйство и приписки. Поначалу они отказывались от соревнования с русскими бригадами, не хотели передавать коллегам свое мастерство и делиться инструментом, привезенным из дому, но со временем притерлись, выучили русский язык и обычаи. Некоторые остались работать на второй очереди метро, после 1935 года.

Этапы строительства метро

Первая очередь: «Сокольники» — «Парк культуры», «Охотный ряд» — «Смоленская». Всего 13 станций. Протяженность линий — 11,2 км. Открытие — 15 мая 1935 года. Время прохода поезда по линии составляло 22 минуты. Три станции — «Сокольники», «Красные Ворота», «Дворец Советов» — получили дипломы Гран-при на Всемирной выставке 1937 года в Париже. В 1936 году метро пользовались 177 000 пассажиров в сутки. Вторая очередь: «Смоленская» — «Киевская», «Площадь Революции» — «Курская», «Площадь Свердлова» (теперь «Театральная») — «Сокол». Длина тоннелей — 16,8 км. Завершили строительство в 1938 году. В 1940 году метро пользовались около 1 млн. пассажиров в сутки. Третья очередь: «Курская» — «Стадион имени Сталина» (теперь «Измайловский парк»), «Театральная» — «Автозаводская». Протяженность — 13,3 км. Запустили в 1944 году. Четвертая очередь: Сооружение кольцевой линии метро — 12 станций. Протяженность — 19,3 км. Очередь сдали в 1954 году.

Созидатели духа

Назначение метро состояло не только в том, чтобы перевозить людей. Оно создавалось как средство эстетического и через него идеологического воздействия на граждан. С самого начала метрополитен служил двум хозяевам: народу и власти.

«Мы хотим, чтобы это сооружение, которое больше, чем любой дворец, театр, обслуживает миллионы, поднимало дух человека…»

«…и что ни станция, то своеобразие. Где же здесь, господа буржуа, казармы, уничтожение личности, творчества, уничтожение искусства? Наоборот!»

Вот так, прямо и пафосно, Лазарь Каганович раскрыл карты — обозначил цели, ради которых транспортное сооружение превращали во дворец, музей и храм одновременно. Пафос не беспочвенный. Ведь отношение к большевикам на Западе было, мягко говоря, недоверчивым. Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс, тот самый, которого в 1920 году приглашали «приехать к нам лет этак через 10», взял, да и действительно воспользовался этим приглашением. Во время своего повторного визита в Москву Уэллс ознакомился с проектом Московского метро и без обиняков посоветовал радушным хозяевам «не тешить себя утопиями, а закупить в Англии 1 000 автобусов для организации нормального пассажирского движения в Москве».

Первую очередь пустили 15 мая 1935 года. Тогда же Московскому метрополитену присвоили имя Л.М. Кагановича, которое он носил двадцать лет, до 1955 года. Сооружение первой линии метро стало событием общенационального масштаба. Речь шла не просто о новой транспортной артерии в столице, но о демонстрации силы и прогрессивности государства.

Хрущев versus Каганович



Одно из неписаных правил пользования Московским метрополитеном гласит: если назначаете встречу на станции «Арбатская», уточните, на какой именно, потому что «Арбатских» в метро две, так же как и «Смоленских». Зачем понадобилось строить две линии, которые частично дублируют друг друга, — Филевскую и Арбатско-Покровскую? Самые ранние станции «Арбатская» и «Смоленская» появились в 1935 году в рамках строительства первой очереди, к ним шло ответвление от «Охотного ряда». Тоннели этой ветки располагались неглубоко, а при пересечении Москвы-реки поезд выныривал на мост, который открыли в 1937 году. Старые метростроевцы рассказывают, что метромост запроектировали и построили вопреки желанию Кагановича, который был сторонником глубокого метро, и дорогу ему перебежал Никита Хрущев. Он сказал Кагановичу, что метромост временный, только на несколько лет, чтобы облегчить переезд из центра к Киевскому вокзалу. В день открытия линии, однако, выяснилось, что мост построен надежно — на века. Каганович пришел в ярость и отказал в разрешении на его эксплуатацию. Тогда Хрущев обратился к Сталину и сумел доказать ему, что метромост скоро заменят тоннелем. Линию пустили, но Каганович историю запомнил.

Разобраться с несчастным метромостом на Арбатском радиусе (ныне Филевском) удалось только после войны. В 1951 году началось строительство параллельной линии от «Площади Революции» до Киевского вокзала, но более глубокой и без речного моста. Линию построили в кратчайшие сроки — за два года. Материалы поставляли по первому требованию и самые лучшие. В апреле 1953 года новый Арбатский радиус заработал, а старый закрыли для пассажиров. Есть несколько версий, зачем понадобилась глубокая линия. По одной из них, закрытый радиус хотели переделать для автомобильного движения от Кремля до дачи Сталина в Кунцево. По другой — глубокий тоннель станет надежным бомбоубежищем в случае третьей мировой войны. Есть также мнение, что глубокую линию метро делали, чтобы прикрыть более крупный объект строительства в данном районе. Из-за трудной путевой развязки перегон от «Александровского сада» до «Площади Революции» закрыли. Его разобрали в начале 90-х годов, когда строили подземный комплекс «Охотный ряд». Тогда Филевская линия метро стала настоящим тупиком.

В конце 50-х годов, когда Хрущев, будучи секретарем ЦК КПСС, стал еще и председателем Совета министров СССР, строительство мелкой Арбатской линии продолжили, а метромост подновили. В 1958 году по ней открыли движение до станции «Кутузовская». У Кагановича к тому времени уже не было власти. Его освободили от всех занимаемых постов, а в 1959 году отправили на пенсию.

Два режима

В тяжелейший период войны до декабря 1941 года строительство не прекратили, а лишь приостановили. С начала войны метро заработало в двух режимах: днем — в обычном, транспортном, ночью — как бомбоубежище на полмиллиона человек. Так было и в дни немецкого наступления 16—18 октября 1941 года, когда разведка противника проникла непосредственно в черту города, а эвакуация превратилась в повальное, неуправляемое бегство. Глубокие станции и недостроенные тоннели 3-й очереди на ночь превращали в спальни.

Военное положение расширило функции метрополитена: под землей стали проводить совещания и справлять торжества. Заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции, состоялось 6 ноября 1941 года на станции «Маяковская». Сталин приехал сюда на метро в поезде из двух вагонов со стороны «Сокола», что несколько странно. Логично было бы ожидать его из центра. По свидетельству поэта Константина Симонова, президиум и ряды кресел расположили в центре зала, в составах на обоих путях организовали буфет. На станции «Кировская» почти всю войну находились штаб противовоздушной обороны Москвы и некоторые отделы Генштаба. Несмотря на стратегический объект, движение пассажиров по этому направлению не прерывали. Вдоль перронов установили временные глухие стены, и от «Дзержинской» (ныне «Лубянка») до «Красных Ворот» поезда следовали без остановки.

Метро служило надежным бомбоубежищем, но все же уязвимым. Первая же бомбардировка летом 1941 года нанесла метрополитену наибольший ущерб: из-за прорванной водопроводной трубы затопило станцию «Белорусская», был поврежден метромост на Арбатской линии, пробит тоннель на неглубоком перегоне «Смоленская» — «Арбатская» (погибли 14 человек, 20 ранены), фугас угодил в станцию «Арбатская», началась давка, погибли 46 человек. Движение восстановили через несколько дней.

В декабре 1941-го, когда непосредственная угроза Москве миновала, метростроевцы продолжили 3-ю очередь и к концу войны создали грандиозное сооружение — подземную железную дорогу с семью станциями-дворцами. Все их легко опознать по военной символике.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1882
Зарегистрирован: 22.11.07
Откуда: Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.08 20:08. Заголовок: Спасибо, Диментий! О..


Спасибо, Диментий! Очень интересно читать все твои заметки...Я даже не знала, что первый метрополитен был построен в Лондоне ещё в 1863 году.

Всё к лучшему! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1986
Зарегистрирован: 22.11.07
Откуда: Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.08 20:34. Заголовок: Какие уголки Москвы ..


Какие уголки Москвы исполнят Ваши мечты?

Согласно поверьям и приметам, в Москве множество необыкновенных мест, способных исполнять желания и мечты.

Большим доверием москвичей пользуется станция метрополитена «Площадь Революции», а точнее, бронзовые изваяния в зале. К скульптуре пограничника с овчаркой часто приходят студенты. Так, чтобы получить на экзамене отличную отметку, они ласково гладят собаку по бедру и трут ей нос, а для сдачи зачета – пожимают лапу.

В помощи собаки убеждено и более старшее поколение. Так что потереть нос овчарки перед важным делом – добрая примета для всех. Скорее всего, это поверье было придумано студентами МГТУ им. Н. Э. Баумана в 1938 году. Путь в вуз пролегает именно через эту станцию, а пограничника выбрали из-за его фамилии – Бауман. По другой версии, авторство приметы принадлежит студентам Военного университета. Например, курсанты, возвращающиеся из увольнительной «навеселе», верят, что потирание носа собаки избавит их от нападок начальства.


В разгар сессии к бронзовой овчарке
выстраивается целая очередь студентов.


Кстати, здесь же, на станции «Площадь Революции» находится скульптура матроса с флажком. Прикосновение ранним утром к флажку, который держит матрос, считается залогом удачного дня. Это поверье, конечно же, связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднят флаг на судне.

Исполняет желания московского студенчества и старик с золотой рыбкой, находящийся за торговым центром «Охотный ряд» со стороны Александровского сада (метро «Площадь Революции», «Охотный ряд»). Студенты и абитуриенты убеждены, что если три раза погладить рыбку по спинке круговыми движениями слева направо, то на экзамене обязательно выпадет счастливый билет, а преподаватель не увидит шпаргалку.

Совсем недалеко, на Красной площади, перед Иверской часовней, находится латунный диск (метро «Площадь Революции», «Охотный ряд»). Он обозначает нулевой километр, от которого принято отсчитывать протяженность российских дорог. Для исполнения мечты необходимо, стоя на латунном диске лицом к Красной площади и загадав желание, бросить монетку через левое плечо. Верят, что если кинуть ее в определенную сторону, то в скором времени отправишься в путешествие в страну того направления.


По приметам, Нулевой километр поможет
отправиться в долгожданное путешествие.


А счастью молодоженов поможет Лужков мост, который проходит от Болотной площади через Водоотводный канал к Лаврушинскому переулку (метро «Кропоткинская», «Боровицкая»). Согласно распространенной примете, молодые супруги должны повесить на решетку моста замок, а ключ от него кинуть в воду, и тогда брак станет крепче. Причем, чем больше замок, тем сложнее будет разрушить союз и тем счастливее будет супружеская пара. Сейчас для такого укрепления брачных уз на мосту поставили специальное «дерево любви».

Также влюбленные верят в волшебную силу мостика в Нескучном саду, который перекинут через овраг у Театра Стаса Намина (метро «Октябрьская»). Считается, что если влюбленные юноша и девушка поцелуются на этом мостике, то будут вечно любить друг друга.


Поцелуй влюбленных на мостике в Нескучном саду
сделает любовь бессмертной.


Известна среди волшебных мест столицы и Напрудная башня, или, как ее еще называют, Башня Софьи. Она расположена с правой стороны от входа в Новодевичий монастырь (метро «Спортивная»). Нужно всего лишь прикоснуться к подножию башни и загадать желание.


Москвичи уверены, что Софьина башня
исполняет все мечты.


Также, по приметам, чудодейственной силой обладают часы на фасаде Театра кукол им. С. В. Образцова (метро «Маяковская»). В каждом из 12 домиков, окружающих циферблат, находится фигурка легендарного животного. В начале нового часа петух на верху часов кукарекает, а из домика выглядывает его обитатель. А в полдень и в полночь одновременно показываются все животные. И если как раз в это мгновение подумать о своей мечте, то она непременно сбудется.


В момент появления всех сказочных зверьков все,
о чем Вы подумаете, сбудется.









Всё к лучшему! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 270
Зарегистрирован: 24.02.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.08 19:56. Заголовок: На счет пограничника..


На счет пограничника с собакой - это верно! Испытано на себе! Сопромат сдавать, сессию думал завалю, из всех билетов знам более-менее только четыре. А о пограничнике с собакой слышал и раньше. Дай, думаю попробую. Подошел, погладил по носу... На сессии попался один из "знакомых" мне билетов...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 306
Зарегистрирован: 24.02.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.08 18:51. Заголовок: Мой город богат на п..


Мой город богат на памятники, памятники самые разнообразные. Сегодня хочу рассказать об одном из них, на вмой взгляд, несколко необычный памятник... Пямятник литературному произведению. Многие из нас читали поэму В. Ерофеева "Москва - Петушки" (Желающие ознакомиться с произведением - жми сюда)...

"Москва - Петушки" на Площади Борьбы

Куда ж пойти подышать, когда голова раскалывается?

Конечно же на площадь борьбы, потому что именно там имеется уникальный памятник, на постаменте которого русским языком написано "НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ МНЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ УСПЕЛ ОПОХМЕЛИТЬСЯ".



И этот памятник, и умная фраза принадлежат одному и тому же лицу. А именно: легендарному Венедикту Ерофееву, автору книги "Москва - Петушки", которую одни считают энциклопедией советского подзаборного пьянства, зато другие видят в этом шедевре, переведенном на множество языков планеты, разгадку тайны русской мужской души, мечущейся в тисках пространства и времени, но балансирующей на грани алкогольной горячки.

Эта площадь сама по себе прелюбопытнейшее место. Она являет собой малый промежуток между двумя московскими улицами (Достоевского, Образцова) и одним переулком - Перуновским, названным так вовсе не в честь грозного славянского божества, а по фамилии одного из канувших в Лету дореволюционных домовладельцев, который таким образом все же исхитрился оставить свой след в истории, хотя был не бог, не царь и не герой.

Да и Образцов - тоже не тот Сергей Образцов, создатель Театра кукол, что на Садовой-Самотечной. Это - Владимир Николаевич Образцов, академик, профессор одного из старейших московских вузов - Московского института инженеров железнодорожного транспорта, который расположен на этой же улице. А если учесть, что все действие поэмы Венедикта Ерофеева вершится на железной дороге, то какую-то логику в том, что добрые власти поставили ему памятник именно здесь, недалеко от МИИТа, все же можно сыскать. Как и в том, что, если бы я, перенесясь на машине времени в самое начало 70-х, тайно поведал бы гордому и нищему автору Ерофееву, что его в конце века подобным образом УВЕКОВЕЧАТ вместе с его знаменитым чемоданчиком, полным волшебных напитков и гостинцев, то, скорее всего, рисковал бы получить по физиономии. Нужно честно сказать. Ведь покойник временами был нравом крут и бескомпромиссен, а что когда-нибудь настанет 2007 год и мы при этом будем присутствовать, в это тогда, уверяю вас, мало кто верил. Не зря одна из самых модных тогда диссидентских книг, распространявшихся в "самиздате", носила скептическое название "Доживет ли Советский Союз до 1984 года". Эх ты, Площадь Борьбы неизвестно кого и с кем! Кто был охотник, кто добыча? Почему все же свершились перемены в нашей стране, масштаб которых не мог представить даже самый изощренный ум? Будем ли мы когда-нибудь счастливы? Или счастье - это такая же благостная химера, как мистические Петушки, куда стремится персонаж Веничка?

Обо всем этом я размышлял, стоя на заснеженной Площади Борьбы и разглядывая памятник, который состоит из двух частей. Левая - это толстоносый бронзовый парень в пиджаке, прижимающий к груди непропорционально маленький чемоданчик, который подслеповатый человек может принять, к примеру, за толстую книгу Библию.

А справа, через дорожку, изваяна та, к которой он так стремился. "Белопупенькая", "с косой до попы" - самый загадочный, на мой взгляд, женский персонаж современной русской литературы. Ведь не к девке такой - юной, жаркой, деревенской - едет мятежный персонаж, обуреваемый высокими помыслами и вязнущий в жуткой ирреальной действительности утраченного времени. А к кому? Вот загадка, и Венедикта Ерофеева об этом уже не спросить, потому что он стал бронзовый.

Скупая слеза памяти вдруг навернулась на мои глаза. Или от похмельного синдрома, или оттого, что вдруг резко дунул ветер и с ближайшей крыши сорвалась вместе со снегом стая воронья.

Венедикт Васильевич молчал. Ухая, прогромыхал трамвай N7, который ходит через всю Москву от Белорусского вокзала до улицы Подбельского. Какой-то господин из новорусских молча нарезал круги вокруг заснеженной клумбы, держа на поводке дорогого пса породы шарпей. Приемный покой горбольницы N59, к которому лицом обращен памятник, был весь расцвечен огнями, чтобы радовались больные и скорее выздоравливали, освобождая занятые ими койко-места для других.

- Выпьем, что ли, товарищ? - неуверенно обратился я к памятнику.

Великий пост все-таки...


(с)Евгений Попов
"Московские Новости"


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 496
Зарегистрирован: 24.02.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.08 19:09. Заголовок: Москва в фильме "Операция Ы"


Свиблово. Теперь на этом месте двор детского садика



О знаменитых и любимых всеми фильмах трудно писать, а тем более писать что-то новое. Фильм Леонида Гайдая "Операция Ы и другие приключения Шурика" - вот уже сорок лет как одна из наиболее популярных советских кинолент.
Любим этот фильм и мы. Более того, "Операция Ы" стала для нас воплощением 1960-х - времени светлого, наивного и уже такого далекого от нас. Нас заинтересовало, из каких деталей сделан этот удивительный пейзаж, какие улицы и здания, а также автомобили попали в кадр.
В Интернете на эту тему ничего найти не удалось, кроме того, что фильм снимался в 1964-65 годы в Москве, а также Ленинграде, Одессе и Ялте. Поэтому мы попытались сами сделать эту работу.

Наверное, стоит сразу отметить, что мы не читали о съемках фильма ничего, кроме пары газетных статей. Возможно, все написанное нами уже широко известно. Но даже если мы сделали лишнюю работу, то не огорчимся - "Операция Ы" того стоит…



Конечно, художественные фильмы, снимавшиеся в Советском Союзе, имели мало общего с окружающей действительностью. Но подчас только в них можно увидеть давно изменившиеся виды улиц, разрушенные ныне дома, интерьеры, автомобили, метро, трамваи, автобусы и троллейбусы прошлых лет. "Операция Ы" очень богата пейзажами, особенно хорошо сняты новостройки шестидесятых…
Как ни странно, роль главного хрущевского района в советском кино сыграли не раскрученные Черемушки или другие известные новостройки тех лет - Кузьминки и Хорошево, а гораздо более скромное Свиблово, о котором тогда не писали в путеводителях.

НАПАРНИК

Пейзаж первый: автобусная остановка "Трикотажная фабрика"



Итак, фильм начинается с того, что Шурик ждет автобуса под проливным дождем. Какого же автобуса можно было ожидать в 1965-ом? Разнообразия особого не было: или ЗиЛ/ЛиАЗ-158, или ЗиС-155. В первых кадрах фильма мы видим ЗиЛ-158. Надпись на маршрутной табличке вымышленная: "Автобус без кондуктора N13 Вокзал - Трикотажная - Заречье". Также в кадрах мелькают "горбатый" ЗАЗ-965 и "Волга" ГАЗ-21.
Прототипом бутафорского автобуса № 13 мог выступить автобус №267 (ныне №818). Он идет от Киевского вокзала до совхоза Заречье. На Сколковском шоссе, почти при выезде из Москвы, у него есть остановка "Трикотажная фабрика".



"Этот эпизод снят возле дома 5/2 по Комсомольскому проспекту, на небольшом бульваре, идущем к набережной. Автобусы по нему никогда не ходили, остановка бутафорская.
На переднем плане виден дом 5/2, построенный в 1954 году с "родной", но немного полинявшей к 1960-м вывеской. Булочная просуществовала здесь до 1990х, превратившись в обычный продуктовый. Тем не менее, слово "Булочная" на вывеске можно увидеть и сейчас, в 2006-м.
На заднем плане видна церковь Николы в Хамовниках (1679-82), известная своей "падающей" колокольней.

Пейзаж второй: драка в автобусе



Как мы помним, на остановке Шурик сел в ЗиЛ-158, но изнутри нам показывают совсем другой автобус. Режиссер фильма идет на небольшую подмену: сцены внутри сняты не в ЗиЛе, а в более раннем ЗиС-155. Его легко отличить по овальным окошкам над боковыми стеклами и опускающимся вниз, как в поездах, рамам.

За окном виден любопытный пейзаж: небольшие ампирные домики первой половины XIX века, а за ними - корпуса новых многоэтажек. Я определил место уже после того, как опубликовал этот материал.
На кадрах с развалившимся на сиденье Верзилой - неопознанный пока участок улицы в пределах Камер-Коллежского вала. На кадрах с будущей матерью - Большая Ордынка, там мелькают ворота Марфо-Мариинской обители, огромное здание министерства на углу с Пыжевским переулком.



Еще один интересный эпизод: автобус мотает по улице от происходящей в нем драки. Снаружи снова показывают ЗиЛ-158 с номером 63-31 ММА. На общем плане заметны, помимо городского, еще два небольших автобуса.
Здесь необходимо сделать отступление. Автобусов в 50-60-е годы в стране не хватало, поэтому многие непрофильные предприятия в союзных республиках освоили выпуск простых по конструкции автобусов небольшой вместимости на шасси грузовиков ГАЗ. Прообразом для них служил, как правило, ГЗА/ПАЗ-651. Именно такой автобус едет на встречу автобусу с Шуриком и Верзилой.
Этот автобус московского происхождения: предположительно, его выпустил завод "Аремкуз". За ним же едет автобус более продвинутой конструкции: вагонной компоновки - марки "Таджикистан" (здесь можно посмотреть его фото из собрания Н. Новикова) с милицейским номером МОМ 42-39, сделанный в соответствующей союзной республике.
Также в кадре мелькают "Волги" ГАЗ-21 второй модификации (двухцветная и обычные) и черный "ЗиМ" ГАЗ-12…

Этот эпизод снят в Новолужнецком проезде. В кадре хорошо виден ныне разобранный и возведенный заново Краснолужский мост окружной дороги и Бережковская набережная в районе Сетуньских проездов. Совсем вдали видны сталинские дома Кутузовского проспекта.
Сейчас на месте, где это снималось, построен мост Третьего кольца. Обратите внимание, какие там были фонари.



Комбинированные съемки сделаны на Комсомольском проспекте, в районе нынешнего Дворца молодежи. Из автобуса выпадает книжка "Проблемы кибернетики".
Еще в кадре виден грузовик ЗИЛ-ММЗ-164 на базе ЗиЛа-164.

Пейзаж третий: отделение милиции



Эпизод в отделении милиции снят на Мосфильме. В кадре хорошо виден ряд монументальных послевоенных корпусов, а также типичный для 1960-х козырек над входом в более новый павильон. Возле высокого деревянного забора стоит белый фонарь 1950-х годов с приделанным к нему громкоговорителем. В толпе арестантов выделяются стиляга в розовом галстуке и модных темных очках, подгулявший на свадьбе помятый юноша в бабочке и с фингалом, пролетарий-хулиган в драной майке и с татуировкой "Хочу на Луну" на модную тогда космическую тематику…



У отделения милиции стоит один из знаковых автомобилей, который фигурирует в этой новелле - ПАЗ-653. Это милицейский фургон, на котором в другом эпизоде "суровый милиционер" привозит обед Верзиле. Милицейский спецфургон ПАЗ-653 базировался на шасси грузовика ГАЗ-51 и выпускался с начала 1950-х годов на Павловском автобусном заводе.



Пейзаж четвертый: стройка



Эпизоды на стройке снимались, как минимум, сразу в трех местах: в московском районе Свиблово (улица Седова и 2-й Ботанический проезд); в строящемся павильоне Мосфильма; в одесском районе Черемушки, а может, и в соседнем с ней Ильичевске - он как раз интенсивно застраивался в те годы.
В данном случае в кадре пятиэтажки 7/2 и 9/2 по улице Седова и ныне снесенная двухэтажка, стоявшая во 2-м Ботаническом проезде.



Пока прораб захватывающе рассказывает Верзиле о свершениях "нашего СМУ", мимо проезжают два грузовика на шасси ЗиЛ-164: седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164АН (1961-1965гг.), его более ранняя модификация ЗИЛ-ММЗ-164Н (1957-1961гг.) с прицепом-панелевозом и автокран ЛАЗ-690 (выпускался Львовским автобусным заводом с 1955 до середины 1960-х годов на шасси ЗиЛа-164).

Пейзаж пятый: панорама Свиблово



Это один из моих любимейших пейзажей в этом фильме. В кадре видны краснобокие пятиэтажки, две новеньких пятиэтажных школы, строящиеся дома и прячущиеся в зелени сталинские двухэтажки. Мы долго гадали над этим пейзажам, пока не поняли, что перед нами Свиблово. Проверка по интернету показала справедливость этой догадки.



На месте длинных краснобоких пятиэтажек N2-10, еще недавно стоявших на улице Седова, уже возведены красные многоэтажки серии П-44Т. Нечетная сторона улицы пока сохранила старую застройку, но сколько это будет длиться - неизвестно…



Съемка велась с крыши восьмиэтажного дома N3 по улице Седова (он попадает в кадр и в других эпизодах фильма). На одном из кадров и перед нами открывается панорама западной части Свиблово.
В левой части экрана виден строящийся дом N5/2, который чаще всего фигурирует в эпизодах на стройке. Перпендикулярно ему идет строящийся первый этаж дома N7/1, в котором сейчас помещается почта. Стоящей сейчас перед ним двенадцатиэтажной башни N5/1 еще нет и в помине.
На дальнем плане в левой части экрана видна строящаяся серая пятиэтажка N9/2 и уже построенная N15/1. Из-за соседства с двухэтажками она кажется немного выше, чем есть на самом деле.
Между ними хорошо видна единственная сохранившаяся до нашего времени двухэтажка - 2-й Ботанический пер., 8. Сейчас она обшита сайдингом и выглядит совсем иначе. Хорошо заметный трехэтажный сталинский дом (9/1) в центре кадра также сохранился, причем ничуть не изменившись (если не считать потемневших стен).
В правой части экрана видны стоящие рядом школьные здания (Седова, N12-14). За ними видны поля за Яузой, позднее отданные под промзону.
В центре экрана на совсем дальнем плане видна усадьба Свиблово - белое пятно еще не сгоревшего усадебного дома и темное - еще не восстановленного Троицкого храма (прямо под бетонной плитой, которую тащит кран).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 672
Настроение: э-э-э-х прокачу!
Зарегистрирован: 23.11.07
Откуда: поверьте, не бомж
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.06.08 10:47. Заголовок: Спасибо, Медвед, за ..


Спасибо, Медвед, за интереснейшее исследование!...

Время меняет людей. Так стоит ли транжирить время?... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 34 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет